При расчете кормового баланса считается, что средней рабочей лошади с живым весом 500 кг при средней работе необходимо в год 47 ц кормовых единиц, в том числе 3,8 ц переваримого протеина. Под средней работой лошади подразумевается работа с нормальной силой тяги, равной 14% веса лошади, на расстоянии 17 км с полным возом и 17 км — порожняком, или, соответственно, 6 часов чистого времени движения с сельскохозяйственным орудием.

КОВКА ЛОШАДЕЙ

Для сохранения копыт и предупреждения скольжения необходима ковка лошадей. Ковка осуществляется кузнецами-ковалями, имеющими соответствующую квалификацию.

Ковка лошадей состоит из следующих операций: снятия старых подков, расчистки копыт, снятия мерок и изготовления по ним подков и крепления новых подков. Перековываются лошади через каждые 1—Iх/2 месяца. Подковы либо изготовляются в кузнице хозяйства, либо покупаются готовыми (заводского изготовления). На заводах изготавливают стандартные подковы 13 номеров из мягкой стали Ст.-2, Ст.-З.

В кузнице хозяйства подковы делаются по размерам для каждого копыта лошади. Категорически запрещается так называемая «горячая» ковка, когда раскаленную докрасна подкову прикладывают к копыту лошади, сжигая при этом часть роговицы. Подгонка при этом получается неестественная. Она ведет к неправильной функции копыта и хромоте животного. Подковы крепятся специальными подковными гвоздями. По нижнему краю подковы имеются шипы (выступы). Для рысистых лошадей при зимних бегах на ледяной дорожке делают острые шипы, которые ввинчиваются в копыто перед выездом на ипподром и вывинчиваются при постановке лошади в конюшню.

Ковка лошадей и мулов металлическими подковами была известна еще в древнем Риме и сохранилась до наших дней почти неизменившейся.

ПОВОЗКИ И УПРЯЖЬ

В сельском хозяйстве наибольшее распространение имеет стандартная двухосная повозка на железных осях с грузоподъемностью 1,5 т. Ширина колеи такой повозки 1250 мм, угол поворота 32э. Вес повозки вместе с кузовом 370 кг. В такую повозку можно запрячь одну (в оглоблях) или пару (в дышло) лошадей.

Значительное преимущество перед стандартной повозкой имеет так называемая «автокачка» — двухосная повозка с втулками на шарикоподшипниках и резиновых, пневматических шинах. Такие повозки имеют коэффициент сопротивления в 2—3 раза меньше по сравнению со стандартными. Это значит, что при одинаковом тяговом усилии лошадь может везти в 2—3 раза больший груз. Так как движение лошади в автокачке совершается на тихом аллюре (шаг и медленная рысь), можно при этом использовать старую резину от автомобилей ГАЗ-69 и «Победа». Автокачки можно делать в хозяйствах, используя для этого списанные автомашины.

Обычная одиночная сбруя включает в себя хомут дугу, шлею, седелку, чересседельник и вожжи. Сила тяги ложится на тело лошади через хомут. Дуга амортизирует толчки, возникающие при неровностях пути. Шлея помогает лошади сдерживать повозку при спусках с горы. Для этого же отчасти служит седелка и чересседельник. Последние, кроме того, помогают регулировать правильность всей запряжки в целом.

части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12