ТРАНСПОРТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОГО ТЯГЛА
В начале XX века во всех странах мира живое тягло — лошади, мулы, ослы и верблюды — были почти единственной тягловой силой в сельском хозяйстве, в армиях и на транспорте. Однако уже с тридцатых годов в ряде стран живое тягло постепенно вытесняется трактором и автомобилем.
Внедрение механизации и сокращение живого тягла проходит в разных странах по-разному. Поголовье живого тягла во всех странах мира за последние 25 лет изменилось следующим образом (табл. 22).
Таблица 22
Численность поголовья живого тягла (во всех странах мира, в млн. голов)
Год |
Вид животных | |||
лошади |
мулы |
ослы |
верблюды | |
1935 |
94,4 |
15,6 |
32,1 |
5,7 |
1959-1960 |
68,8 |
16,1 |
40,1 |
10,3* |
Поголовье лошадей за 25 лет сократилось на 25,6 миллиона, количество остальных видов тягловых животных не только не сократилось, а даже несколько возросло. Мулы, ослы и верблюды распространены главным образом в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где недостаточно сельскохозяйственной техники. Так, например, в Бразилии поголовье лошадей, ослов и мулов с 1947 48 г. по 1959/60 г. увеличилось с 11,6 млн. голов до 14,4 млн. голов.
* Увеличение численности верблюдов отчасти объясняется уточнением сведений, представленных странами Азии и Африки.
Сокращение живого тягла происходило в основном в высокоразвитых капиталистических странах (США, Англия, Франция, Канада, ФРГ и др.) и в СССР, где широко применяются различные сельскохозяйственные машины.
Применение машин на сельскохозяйственных и транспортных работах повышает производительность труда и сокращает затраты его на разведение и обслуживание рабочего скота.
Американские экономисты подсчитали, что в годы, предшествовавшие первой мировой войне, затраты труда на разведение и содержание лошадей и мулов в США составляли 1/6 от всех затрат труда в сельском хозяйстве. В 1955 г. они сократились до 1/20.
В СССР лошади были вытеснены сначала в городском легковом и грузовом транспорте, затем в армии. В последнюю очередь лошадь постепенно начала вытесняться и из сельского хозяйства, но, учитывая многообразие условий сельскохозяйственного производства в нашей стране, совхозы и колхозы еще не могут полностью откаеаться от живого тягла. В настоящее время в Советском Союзе 9,9 млн. лошадей. Лошади выполняют работу по внутрихозяйственным перевозкам на небольшие расстояния.
РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ
ЖИВОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЯГИ
В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Рабочая лошадь все еще сохраняет свое значение в колхозах и совхозах, так как сельское хозяйство в нашей стране связано с разнообразными климатическими и погодными условиями. Распутица, глубокий снег и сильные морозы в ряде случаев затрудняют работу механического транспорта. Не везде есть и хорошие дороги между фермами и полевыми участками, отделениями и бригадами.